Франчайзинговый бизнес: что вам нужно знать, прежде чем купить франшизу
Бизнес по франшизе — с чего начать?
Когда предприниматель делает выбор в пользу франчайзингового предприятия, перед ним становится вопрос: «Где искать франшизу?». Здесь есть два возможных варианта: в специализированных каталогах или непосредственно у франчайзера, если уже приглянулся какой-то конкретный бизнес.
Выбирая франчайзера, нужно быть внимательным и осторожным. Конечно, интернет-каталоги франчайзинговых предприятий строго следят за тем, чтобы продавцы франшиз предоставляли достоверные данные относительно стоимости и условий договора. Тем не менее, не лишним будет поинтересоваться репутацией франчайзера, узнать мнение о нем как о компании у клиентов, поговорить с другими франчайзи.
Не лишним на данном этапе будет прибегнуть к услугам консультанта по франшизам. Он поможет подобрать выгодное предложение, поможет с проверкой документов, подготовкой договоров.
Что нужно знать о стоимости франшизы?
Франчайзинговое предприятие хоть и имеет неоспоримые преимущества перед самостоятельным бизнесом, также требует взвешенных денежных вливаний. Здесь главное понимать, какие расходы и в каком объеме повлечет за собой покупка франшизы.
Вот главные финансовые аспекты, на которые нужно обратить внимание франчайзи перед тем, как открыть туристическую фирму:
- Обсуждения финансовых вопросов лучше начинать при первой встрече с франчайзером. Как только вы получите условия сотрудничества, нужно взять несколько дней на то, чтобы подробно с ними ознакомиться и сравнить с другими предложениями.
- Тщательно изучите финансовую схему сотрудничества с франчайзером. При покупке франшизы в Казахстане нужно ориентироваться не только на международные примеры договоров, но и на местное законодательство.
- процент от объема продаж;
- процент с разницы между оптовыми и розничными ценами;
- фиксированный ежемесячный платеж, не зависящий от объема продаж.
Паушальный взнос, в отличии от роялти, является одноразовой суммой, которую нужно заплатить франчайзеру. Естественно, что размер паушального взноса будет несоизмеримо больше роялти. Конечно, нужно учитывать, что это одноразовый платеж. Хотя паушальный взнос может быть не единственной платой за пользование интеллектуальными услугами франчайзера, поэтому нужно внимательно отнестись к договору коммерческой концессии.
Кроме роялти и паушального взноса могут быть учтены и другие платежи, которые имеет право взымать франчайзер. Должны быть детально прописаны в договоре не только предмет и размер этих платежей, но также и их периодичность. Настаивайте на том, чтобы франчайзер в договоре прописал точный размер вознаграждения за привлечения к сети новых франчайзи.
Если вас интересуют франшизы туристических агентств в Казахстане, обязательно рассмотрите все траты, связанные с арендой помещения, приобретением мебели и оборудования. Это важные расходы наряду с покупкой торговой марки.
Подписываем договор коммерческой концессии
Франчайзинговые отношения регулируются разными законами и разными положениями во всех странах. Эти законы касаются защиты интеллектуальной собственности, регулирования конкуренции, финансового контроля и других. В Казахстане франчайзинговые отношения регулируются:
- Законом «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге);
- Гражданским кодексом РК, в частности главой 45 «Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)»;
- Главами 49-55 о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса РК;
- Законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и другими нормативно-правовыми актами.
Классический франчайзинговый договор в Казахстане состоит из таких частей:
- Преамбула.
Здесь дается описание франчайзингового предложения, тип франчайзингового предприятия, выгоды от покупки франшизы и другие пункты.
- Предмет договора.
Об особенностях франшизы и специфических условиях ее использования.
- Права и обязанности франчайзера и франчайзи.
Чем детальнее будут прописаны все условия сотрудничества, тем меньше вопросов возникнет у партнеров в ходе деятельности.
Учитывая специфику франчайзинга в разных странах, особенностей законодательства, нужно внести в договор коммерческой концессии глоссарий.
Самые популярные франшизы в мире
В мире около 1500000 предприятий работают по договору коммерческой концессии. Торговля и сфера услуг самые интересные отрасли для франчайзинга. Предлагаем вашему вниманию список самых популярных франшиз в мире по состоянию на 2024 год.
Название | Сфера деятельности | Стоимость франшизы | Роялти |
7-Eleven | Розничный бизнес | от 10 тыс. долл. | 9% |
Hampton by Hilton | Отельный бизнес | 75 тыс. долл. | 6% |
Supercuts | Сеть парикмахерских | 29,5 тыс. долл. | 6% |
Servpro | Клининговая компания | 46 тыс. долл. | 3-10% |
Subway | Общественное питание | 15 тыс. долл. | 8% |
McDonald’s | Общественное питание | 45 тыс. долл. | 12,5% |
Не удивительно, что самые популярные франшизы в мире и одни из самых дорогих. Здесь сказывается опыт франчайзера и его репутация на рынке. Хотя немаловажно, что стоимость франшизы зависит и от размера роялти, сроков окупаемости вложений.
Выбирая франшизу в сфере туризма, обратитесь к нам! «Поехали с нами» — компания, которая работает на результат. У нас огромный опыт, более миллиона туристов и более 500 преуспевающих офисов. Мы поможем и вам добиться успеха.